shtimma (shtimma) wrote,
shtimma

Секреты путешествия с детьми. Черногория.

Сыну было четыре месяца, когда мы вместе с ним улетели из Одессы в Черногорию и провели там три недели, исколесив красивую и экологичную страну.

О  возможности полёта для маленьких мы спрашивали у педиатра. Он советовал не бояться, а лететь, за что ему огромная благодарность. Только на моменте взлёта и посадки, сказал дать ребёнку бутылку с молоком. Оказывается, чтобы не заложило уши нужно взять либо сосательную конфету либо для самых маленьких, пустышку или бутылочку со смесью.

Летели через Вену, время между пересадками подобрали так, чтобы в аэропорту можно было отдохнуть, перекусить, зайти в комнату-матери и ребёнка, переодеть малыша.
В аэропорту Вены нас удивила девушка, которая  в баре продала нам кипяток для смеси. Во всех других кафе и ресторанах, кипяток давали бесплатно.

Несмотря на то, что в Подгорицу мы прилетели ранним утром, жарко было настолько, что мы взяли первую предложенную нам машину в ближайшей от нас стойке проката в аэропорту.
Это оказалась Рено Клио и впоследствии она ни разу нес не подвела ни на трассе, ни на брусчатке, а на переездах по узкому серпантину, своей компактностью даже помогала.

В первый день, Подгорицу мы не видели, нам хотелось поскорее приехать к морю и поселиться в гостинице, которую я почти месяц выбирала через Интернет.

Неудобство переездов для маленьких детей, сильно преувеличено. Маленькие дети не замечают едут они с Молдованки на Пересыпь или Из Одессы в Подгорицу. На протяжении всего пути сын или спал или с интересом разглядывал всё вокруг и играл или ел.

Выбирательница гостиниц из меня не получилась, нам сразу не понравилось ни месторасположение ни то как было в номере. Я думала, что в центре города жить будет хорошо, но в Будве летом тоже жарко и чем ближе к морю, тем лучше, а при наличии машины, как в нашем случае, к любому месту лучше подъехать. Мы убедили девушку на регистрации, что произошла ошибка и что нам нужно вернуть деньги и поехали искать другую гостиницу. И сын на руках очень поспособствовал уговорам.

Выйдя из гостиницы, под красивой пальмой покормили ребёнка

И поехали осматривать прибрежные места.

Поселились, в гостиничном комплексе, расположенном прям на берегу моря, в пяти минутах езды от города. Море было и видно из окна и слышно и идти до воды три минуты.

И номер был дешевле, из-за того, что за чертой города. Но при наличии машины, это вообще не было проблемой. Было удобно приходить с пляжа переодевать, кормить малыша и идти снова к морю.

Мы жили в Будве, основную часть отдыха, страна не большая, мы могли утром выехать в другой город, посмотреть достопримечательность и вернуться. Из Одессы мы взяли коляску, люльку и кресло, понимая, что машину в прокате, с креслом могли ждать некоторое время, возможно более продолжительное, чем хотелось бы по прилёту. И лучше довести своё кресло до аэропорта, сдать в багаж, вынуть из багажа и поставить в машину сразу, чем терять время на поиски непонятного кресла. Поэтому сыну было комфортно в машине. Когда он не спал и не ел, он играл с погремушками, которые крепятся на кресло или учился водить. :-)

Коляска помогала и нам и сыну. Нам гулять по разным городам и рассматривая архитектуру,  а ему при этом было уютно и хорошо в привычном месте для прогулок.

Кенгурятником мы пользовались когда заходили в какие-то достопримечательности.

Случайно возле места где мы жили, проходил концерт Лени Кравица и наш сын был самым маленьким из всех, кто пришел на тот концерт.

Смотрел он на происходящее, удивленными глазами, не плакал, с ушками было впоследствии всё ок, сыну сейчас восемь и он играет на скрипке.

Из Будвы мы уехали на несколько дней в Котор.

Там очень чистое море, красивый старый город и что-то манит остаться на подольше. Не зря этот город в своих рассказах упоминал Милорад Пивич.

А ещё в Которе стрёмное расположение дорог. Чтобы съездить в магазин, приходилось научится вести себя за рулём особым образом. Узкая дорога не всегда была с полосой для противоположного движения и нужно было заранее увидеть машину, едущую на встречу и понять уступит ли она мне дорогу или мне нужно спрятаться в карман, а если кармана не было впереди, то посмотреть назад, вспомнить был ли карман там  и сдать назад в него. Сначала так ездить было напряженно, но на третий день уже привыкла и это было даже похоже на игру.

В Черногории в целом, очень узкие и стёмные дороги.

Ещё мы несколько дней жили на высоте 1500 метров над уровнем моря. Но от туда нам пришлось уехать, так как сын всё время плакал, а у мужа шла носом кровь и только я там кайфовала от высоты.

Самой высокой точкой на которую мы потащили малого, была около двух с половиной тысяч метров над уровнем моря.

После возвращения домой, сыну должны были назначить лекарства, чтобы лечить последствия родовой травмы, на лечение мы сразу не соглашались из-за психотропных препаратов. Но перепады высоты, повлияли на здоровье сына и жидкость, которая у него была в голове, больше не обнаруживалась, до года мы наблюдались, делали УЗИ и всё обошлось без лекарств. Благодаря тому, что в Черногории мы просыпаясь на нулевой высоте по отношению к уровню моря, а потом ехали на две тысячи над уровнем моря, а потом опять спускались к нулю. Мы даже не знали, что такой образ отдыха, способен так повлиять на сына, но он выздоровел. Если заглядывать в будущее, то в школу он пошёл в пять лет, успешно сдав экзамены. Сейчас рисует, играет на скрипке, занимается спортом и путешествие по Черногирии спасло его психику.

Тут мы остановились случайно, нам понравилось расположение и очень милый хозяин.

Он дал нам просто так покататься на картах. А ещё мы до трёх утра несколько вечеров пили самбуку с зёрнами кофе и официанту приходилось ради нас не спать. А сын спал рядом в люльке и отлично высыпался.

Нам везло и на всём пути по стране, попадались очень приветливые люди. Только однажды, в Будве, мать орала на ребёнка, мы сделали замечание и она послала нас на .уй. То была единственная соотечественница которую мы встретили за всё время пути, потому что это был 2008 год и Черрногорию, как туристическую страну нам ещё не предлагали.
На концерте Лени, мы познакомилис с черногорцем по имени Синиса, он был из города Бар и перед отъездом, мы заехали к ним на пиво в бар в Баре.

Мы провели отлично время с сыном, а если бы оставили с бабушкой, нам бы его не хватало. У каждого свой темперамент и своё виденье путешествий, есть много факторов, которые мешают брать детей с собой, но это точно не то, что детям в путешествии будет плохо или с ними тяжело. Они не помеха, даже так отдыхать.

Tags: Черногория, отдых с детьми, путешествия